НАУКА | Психологическая устойчивость

Психологическая устойчивость

Психологические аспекты проблемы «человеческого фактора» в авиационной аварийности.
Аанализ и стратегия профилактики

Межгосударственный Авиационный Комитет
Комиссия по расследованию АП на воздушном транспорте
научно-технический центр

Кандидат медицинских наук А.В. Клюев
Кандидат технических наук А.Н. Качалкин
        Э.Б. ДИДЕНКО
Кандидат технических наук В.Е. Овчаров
Кандидат психологических наук Н.Г. Горбач
Москва 1996

 

Психологические аспекты проблемы «человеческого фактора» в авиационной аварийности. Аанализ и стратегия профилактики

 

Аннотация

В работе приводятся результаты анализа авиационных происшествий, связанных с «человеческим фактором», за пятилетний период (1990-1994гг.). В качестве инструмента для анализа использовалась новая (релятивистская) концепция психической деятельности человека, разработанная в 1993-1994гг. сотрудниками Межгосударственного авиационного комитета А.В.Клюевым и А.Н.Качалкиным. В частности, установлено, что 48,5% происшествий происходит по причине сознательного нарушения экипажами летной и производственной дисциплины; 27% авиационных нарушений можно было бы предотвратить, предприми экипаж своевременные меры по уходу на второй круг; в 31% случаев авиационные происшествия напрямую связаны с недостаточной психоэмоциональной устойчивостью экипажей. Рассмотрена принципиально новая категория происшествий, связанная с истинно ошибочными действиями экипажа. Прелагаются стратегические направления профилактической работы и конкретные профилактические мероприятия, органично вытекающие из релятивистской концепции психической деятельности человека. В Приложении содержится краткое изложение самой концепции.

Настоящее издание может быть использовано как в качестве справочно-информационного материала, так и в качестве учебно-методического пособия для авиационных специалистов, занимающихся проблемой «человеческого фактора» в отрасли, а также летного и инструкторского состава подразделений гражданской авиации при проведении занятий и разборов.

 

The work contains the analysis results of aviation accidents, linked with “human factor” for a five-year period (1990 – 1994). As a method for the analysis there was used a new (relativistic) concept of the psychical activity of a human being, developed in 1993 – 1994 by the specialists of the Interstate Aviation Committee: Messrs. Alexander V. Kluev and Alexander N. Katchalkin. In particular it was established that 48.5% of accidents took place on the reason of a flight crew willful violation of flight and work duty; 27% of accidents might have been prevented if the crew had undertaken the appropriate measures to go around; 31% of accidents are directly linked with the unsteady psychical-emotional stability of flight crews. The radically new category of accidents, linked with flight crew factually incorrect actions was implemented. The strategic approaches of corrective actions, based on relativistic concept of a human being psychical activity are drawn up. The brief summary of this concept is given in the Appendix.

The present edition may be used as a reference material as well as methodological reference-book for aviation specialists dealing with “human factor” problem, as well as for flight crew and instructors of the civil aviation branches during studies and flight analysis.

 

Оглавление

Введение
Основная часть
Раздел 1
Сознательные нарушения летной и производственной дисциплины
Раздел 2
Неуходы на второй круг и на запасной аэродром
Раздел 3
Истинно ошибочные действия летного состава
Заключение
Приложение
Релятивистская концепция психической деятельности человека